Комиксолёт - Сетевой журнал комиксистов


Все новости - Страница 156

Подписаться на новости сайта

2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2005 2004 2003 2002 2001 2000 Все новости


Комикс-трэш 70-х на арбатском книжном развале





На арбатских лотках «Все книги по 50 р.» (сразу за Театром Вахтангова, напротив «Сбербанка») с удивлением обнаружил ряды стопок подержанных томов французских переизданий итальянских серий 70-х годов из тех, что прочно вошли в историю комикса, как самые одиозные образцы эксплуатационных жанров, или, говоря по-простому, комикс-трэша. Сориентированные на низменные вкусы обывателя, эти книги производились итальянскими издателями в «карманном» формате, переводились на несколько языков, вплоть до турецкого, печатались большими тиражами и отчаянно критиковались за низкопробность.

Советский исследователь массовой культуры Александр Кукаркин в книге «По ту сторону расцвета» рассказывает об итальянских эксплуатационных комиксах следующее: «Их герои — Сатаник, Дьяболик, Садик, своеобразные злые гении, сражающиеся против добра. Как таковые они достойны порицания — на словах. Однако они изображены так, что вызывают симпатии. Их излюбленное занятие — месть, и они осуществляют свою миссию, не принимая в соображение никакие нормы общепринятой морали. Их действия диктуются высшей волей, они являются исполнителями своего, личного закона. С появлением этих темных персонажей утверждается принцип, что герой может обладать всеми чертами плохого человека, и от этого он не станет меньше героем, скорее наоборот. «Черные» персонажи позволяют те сексуальные «паузы», в которых отказывали себе прежние американские герои: издатели быстро убеждаются, что прибыльно не только преступление, но и секс. Но если Дьяболик позволяет себе развлекаться только в объятиях леди Кант, его современный двойник в юбке, Изабелла, маркиза от Дьяволов, развивает бурную сексуальную деятельность, не делая различий ни среди полов, ни среди живых существ вообще... Как и лучшие предшественники из американских комиксов, она позволяет также вершить суд и расправу путем пыток, хладнокровных преступлений, уничтожения безоружных противников. После Изабеллы на свет появляется целая армия сомнительных «героинь»: Мессалина, Хельга, Бонни, Иоланда, Анжелика. Во всех этих комиксах профашистские настроения очень ярко определены — это утверждение насилия как проявление жизненной силы и мужества, восхваление массового убийства, пыток, картинно-эффектной смерти. Все эти истории, издаваемые огромными тиражами, навязывают массовому читателю вкус к насилию, презрение к женщине как к «пассивному объекту» только для сексуальных эмоций, восхваление полупреступного образа жизни».

Как пишут историки итальянского комикса, «карманному трэшу» положило конец снятие государственной монополии на телевидение, вылившееся в учреждение многочисленных частных телеканалов. На смену эксплуатационным комиксам пришло эксплуатационное кино, демонстрировавшее тот же трэш, но в цвете, движении и со звуком, чему маргинальные рисованные истории конкуренцию составить уже не могли. Из издателей покетбуков уцелел только Бонелли, чьи комиксы, кстати, отличало куда большее качество, чем у конкурентов, а содержание было достаточно серьёзно, поскольку Бонелли активно привлекал сценаристов с высоким литературным уровнем. 

Полистал книги. Рисовалось всё поточным методом, ежемесячно комиксист обязывался выдавать том ч/б объёмом под сто страниц с двумя-тремя кадрами на полосе. Сценарии – те вообще, похоже, писались за несколько часов. Однако любопытно, что помимо художников, всемерно оправдывающих приставку «худо», встречаются и графики с хорошо поставленной рукой, мастерство которых не способно испортить даже скоростное рисование. Цветные обложки, выполненные в традиционной для бульварных журналов стилистике, создавались отдельно и, очевидно, на основе сценария или синопсиса, а не комикса, который они представляли. Персонажи на обложке и внутри часто не совпадают, за исключением общих характеристик: цвет волос, пол, тип одежды, горб, рога, хвост, трёхдюймовые зубы и т.п. А насчёт содержания старик Кукаркин нисколько не обманул. Налицо эскалация эротизма, сатанизма, нацизма, каннибализма, вампиризма, кретинизма и всех других возможных «измов». Приличному человеку такое и в руки взять нельзя. Купил четыре тома, осталось ещё порядка ста – каждый по полтиннику.

Осуждение на форуме


«Фабрика комиксов» не выполнила условия предзаказа «Эльфквеста»

В семье регулярно пополняется список необходимых комиксов, и раз-два в месяц я всё закупаю в «Чуке и Гике». Из последних приобретений: «Голова-Винт», «Сага-2», «Хранители», книги «Баббла», «Пантеон», «Боровицкий», «Игра престолов», последние тома «Марвела». Но когда увидел в перечне «Эльфквест», сказал: ну уж нет –  либо читаем на английском, либо перечитываем старое доброе «махаоновское» издание.


Поддерживать материально чёрное пятно на дастархане отечественного комикса нет никакого желания. Нынешний «Эльфквест» выпускается «Фабрикой комиксов», любая деятельность которой по моим наблюдениям сопряжена либо с обманом и ущемлением чьих-нибудь прав, либо с издательскими дефектами, либо со скандальными эскападами, либо со всем поименованным сразу. Посмотрел новости – так и есть. Чудес не произошло, исключения из правил не случилось: любовь к фэнтезийному сериалу Венди и Ричарда Пини большой группы читателей стала инструментом для очередного надувательства.

На этот раз «Фабрика» проехалась по самой преданной части своей аудитории – по тем, кто закупал книгу по предзаказу задолго до её издания. Оплачиваемый предзаказ объявили в марте 2014 с гарантиями сроков издания «100%» в июле-августе по «оптовой» цене 750 р.: «Просим участников сделать перепост этой новости (не забыв ссылку предзаказа), чтобы и другие читатели имели доступ к низкой цене».

Обещанные сроки сорвали на два месяца: «Эльфквест» только вчера начал поступать в комикс-шопы, а «предзаказчикам» придётся ждать ещё как минимум две недели, пока им пришлют заказанную книгу. «Низкая цена» тоже оказалась обманом. В комиксных магазинах книга стоит те же 750 р. С марта по октябрь рост инфляции составил 5%. В итоге заказывавшие по «оптовой» цене переплатили 37 р. Не такие уж большие деньги, но обман. Риторический вопрос: сколько ещё читателей надо подвести с предзаказами, чтобы они прекратили пользоваться этой услугой не только у «Фабрики», но и вообще у любых издателей?

Обсуждение на форуме