Протокомиксы в дореволюционной России: Михаил Невахович
Михаил Львович Невахович (1817–1850) рисовал комиксы с продолжением в своём журнале «Ералаш» уже с 1848 г.: пародия-балет «Донна Анна, или Остров людоедов», пародия на Дюма «Виконт де Плюмаж». В планах автора было укрупнять объём комиксов. Пародийную комикс-пьесу «Эдуард XII, король Англии» он разметил на 6 листов (текст сохранился), но не пропустили. Каскад европейских революций конца 1840-х нагнал ужасов на российскую монархию: с бессмысленным зверством расправились с кружком интеллектуалов-«петрашевцев»; цензура ещё больше завинтила и без того закрученные гайки. Наполнение «Ералаша» — это комиксы и, солянкой или тематически, подборки карикатур, на один лист каждая из групп рисунков. Журнал выходил с 1946 по 1949 гг., пока не запретили, 4 раза в год на шести литографированных листах, где запечатывалась только одна сторона. Это уже после Крымской и смерти Николая I, когда страна чуток оправилась от высочайшей паранойи, и дали немного воздуха прессе, начались иллюстрированные журналы современного типа, где страницы запечатаны с обеих сторон, и картинки завёрстываются с текстом, а не идут комплектами гравюр, вклейками или «премиями» (приложениями к изданию). Невахович не застал александровских реформ, всего на год пережив свой журнал. Зачинатель периодики карикатур и комиксов скончался от аневризмы сердца по пути в Одессу. Его издания более чем на десятилетие опередили «Знакомых» (калька с «Ералаша») и «Искры» Николая Степанова, главного, вероятно, нашего автора карикатур и рисованных фельетонов ХIX века.