О карикатурном романе
Такая форма комикса как графический роман впервые определяется в 1964 г.в эссе обозревателя комиксов Ричарда Кайла. Вообще же термин периодически всплывал уже в XIX веке. В Европе одно из ранних использований — 1894 г. Этим годом датировано письмо, которым классик французской карикатуры и комикса Эммануил Яковлевич Пуаре (эмигрант из России), публиковавшийся под псевдонимом Каран д’Аш, извещает издателя «Фигаро» о работе над большим 360-страничным трудом: «У меня возникла идея такого новшества, которое, возможно, заинтересует публику. Какого именно? Представить необычный жанр — рисованный роман». Более ста лет оставалось неизвестным, осуществил ли художник замысел, пока не обнаружилось 216 страниц незавершенного «Маэстро» — так назывался роман Каран д’Аша. В российской сатирической периодике времён постниколаевской оттепели появляется целый жанр — «карикатурный роман», комикс-пародии на известные произведения. Один из главных авторов направления — живописец и карикатурист Адриан Маркович Волков (1827—1873). Его комиксы печатались с продолжением в знаменитом сатирическом журнале «Искра», а затем выходили и в книжном варианте: «Отцы и дети. Карикатурный роман А. Волкова» (СПб., 1861), «Петербургские трущобы (по В. В. Крестовскому). Карикатурный роман, значительно сокращенный, исправленный и изображенный в лицах А. М. Волковым и Ко» (СПб., 1867), «Дым. Карикатурный роман А. Волкова и Ко, живьем взятый из художественно-сатирического романа И. С. Тургенева» (СПб., 1869). Было также окомиксовано стихотворение Некрасова «Суд. Современная повесть Н. А. Некрасова, изображенная в карикатуре А. М. Волковым» (СПб., 1868), но то ли из-за цензуры, то ли по другим причинам оно издано не было.