Комиксолёт


Комиксы в Старом Свете

© 1997, Андрей Аёшин

В России почему-то принято считать жанр комикса изначально ширпотребным, тем, что читают только дебилы. Возможно, причина кроется в том, что народ у нас знает только Микки-Мауса и Супермена. А между тем, любой нормальный европеец тут же назовет вам целую кучу сильных художников-графиков, колористов и сценаристов, делающих исключительно красивые комиксы, которые постоянно переиздаются в европейских странах.

Во Франции, Бельгии и Испании комиксы считаются достоянием национальной культуры и пользуются официальным (и финансовым в том числе) покровительством. Например, в Испании каталонский центр ЮНЕСКО недавно издал объемный каталог произведений отечественных комиксистов с подробным искусствоведческим анализом их творчества.

В одной только Барселоне действует несколько десятков издательств, специализирующихся на комиксах и выпускающих роскошные коллекционные издания в твердых обложках, которые моментально раскупаются многочисленными поклонниками жанра. Узнав о выходе в Барселоне одного очень интересного мне комикса, я попросил отправлявшегося в Испанию приятеля купить его, но по возвращении тот сообщил, что весь тираж уже разошелся.

Ежегодно авторы комиксов и их разнокалиберная аудитория тусуются на международных выставках и фестивалях, из которых наиболее известным и престижным считается фестиваль в Ангулеме (Франция).

Знаменитая серия француза Эрже о приключениях Тэнтэна, начатая им в 1929 году, публикуется по сей день повсюду в мире (кроме России) в переводах более чем на сорок языков и их диалектов (кроме русского).

Как только известный итальянский художник Мило Манара заканчивает новую книгу, она тут же издается и в других европейских странах. А сценарий для комикса Манары "Путешествие в Тулум" был написан самим маэстро, режиссером Феллини, который лично появляется в нарисованном виде в прологе и эпилоге книги.


СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ

Юрий Жигунов - московский художник-комиксист. С 1994 года публикует книги комикс-сериала "Альфа" в известном европейском издательстве "Le Lombard", распространяющем свою продукцию во Франции, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Германии и Канаде...

ЖИГУНОВ: Раз комиксы существуют, значит имеют на это право. Если публика тратит на них свои кровные, значит, ей это нужно. А я их автор, бабки на них зарабатываю. Работа эта мне нравится. Сам факт, что я потащился на другой конец света, уже говорит о моем к ним отношении. Больше всего мне нравятся комиксы, которые хорошо проиллюстрированы, в которых есть сюжет, который тебя хватает на первой странице и тянет до самого конца. Вообще, Европа Европе рознь. В Германии комиксы не так распространены. А в Бельгии, например, все просто сдвинуты на этом. Просто так получилось, что соответствующий франкоязычный рынок сложился раньше. На мой взгляд, в Бельгии комиксы читают все грамотные люд, знающие буквы, а также дети, которые их не знают. А в России такая традиция не сложилась, потому что эта часть "буржуазной культуры" всячески зажималась.


ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Профессор Хесус Суарес Гарсия - председатель жюри экзаменационной комиссии мадридского Института Сервантеса, принимающей экзамены по испанскому языку у российских студентов. Большой любитель комиксов, коллекционирует произведения любимых авторов.

СУАРЕС ГАРСИЯ: В восьмидесятые годы, после установления демократии, в Испании произошел комиксовый бум, целый взрыв элитарной, авангардной культуры. Основными потребителями комиксов стали студенты и выпускники университетов, которые и по сей день продолжают ими интересоваться. То. Что они покупают, в Испании принято называть высококачественными комиксами. Для этих людей это часть культуры второй половины двадцатого века, наравне с кино и современной музыкой. В комиксах они ищут то же, что и в литературе, и в кино - творческое осмысление действительности и эстетическое наслаждение.
 

Главная страница