Интервью взято для английского ресурса comicsforum.org, специализирующегося на исследованиях в области комиксов и действующего на базе комикс-фестиваля в Лидсе (Йоркшир). Английская версия интервью доступна на сайте «Комиксфорума».
Миша Заславский — сценарист и редактор, руководитель комикс-студии, увлекается историей и теорией комикса. Среди основных проектов: журнал комиксов «Ну, погоди!» (2003—2010), комикс-сериал по мультфильмам «Маша и Медведь» (с 2010, совместно с Аскольдом Акишиным).
Расскажите, пожалуйста, о том, когда, где и в какой форме появился комикс на территории России.
Если коротко охарактеризовать историю графической литературы в России, то на протяжении пяти-шести веков она активно развивалась в различных формах протокомикса: иконопись, средневековая книжная миниатюра, лубок, иллюстрированная периодика, диафильмы, – а где-то со второй половины 80-х и по наши дни можно говорить о начале становления комикса в той его современной форме, в какой он обрёл своё название в американских газетах конца XIX века.
Картина Виктора Васнецова «Книжная лавочка» (1876): основной товар – лубки; фактически это один из типовых «комикс-шопов» на Руси
Первым российским журналом, практически целиком состоящим из рисованных историй, был ленинградский «Сверчок», появившийся в 1937 году с подзаголовком «Весёлые картинки для маленьких ребят». Он сплотил вокруг себя многих известных детских писателей и иллюстраторов, но, к сожалению, был закрыт через пять номеров, а главного редактора Николая Олейникова и ведущего художника Бронислава Малаховского осудили по вымышленным обвинениям в шпионаже и расстреляли.
Страницы обложки журнала «Сверчок» с комиксами Бронислава Малаховского «Умная Маша» и Александра Налётова «Человек в пещере»; фрагмент сериала Николая Олейникова «Макар Свирепый», публиковавшегося в журнале «Ёж»
Полноценным днём рождения российского комикса можно считать сентябрь 1956 года, когда известному карикатуристу и иллюстратору Ивану Семёнову при поддержке коллег удалось, получив разрешение на издание, выпустить первый номер детского ежемесячника «Весёлые картинки». Как вспоминал первый художественный редактор «Весёлых картинок» Виталий Стацинский, уже на стадии замысла журнал планировался именно как комиксы. В первом же номере увидел свет премьерный выпуск самого, наверное, популярного советского комиксного сериала «Петя Рыжик» Ивана Семёнова.
Обложка первого номера с рисунком Константина Ротова и первая серия цикла комиксов Ивана Семёнова «Петя Рыжик»
Какие были этапы в развитии этого вида искусства? Назовите наиболее яркого представителя, «визитную карточку» каждого из этих этапов.
Первые яркие образцы повествования в картинках получили широкое распространение в средневековых житийных иконах, где на полях вокруг средника с ликом святого изображались ключевые события его жизни. Эти последовательные сцены назывались клеймами и располагались в традиционном для комиксной полосы хронологическом порядке, слева направо, сверху вниз, а изобразительный ряд нередко сопровождался разъяснительными подписями, цитатами. Приёмы иконной живописи перенимались в книжной миниатюре, в оформлении рукописных книг. Сформировалась разветвлённая система изообразов, при которой многие элементы: расположение людей, предметов в общей композиции, жестикуляция, антураж играли не просто иллюстративную, но и существенную информационную, повествовательную роль.
Житийные иконы с различной структурой полей: Николай Чудотворец с житием (XIV в.), Илия Пророк с житием и деисусом (XIII в.), Феодоровская икона Богоматери со сказанием, с текстом и клеймами на полях (XVIII в.)
C XVII века протокомикс обрёл популярность в форме лубочных листков, представляющих картинки и серии картинок на самые разнообразные сюжеты, от религиозных и новостных до сказочных и сатирических. Жанр лубка, поначалу нередко воспринимавшийся в штыки духовной и светской цензурой, находит официальное признание во времена войны с Наполеоном 1812 года как действенное агитационное оружие в борьбе с врагом, стремительно развивается, а к концу XIX века становится одной из самых востребованных разновидностей массовой, народной литературы.
1860-е, различные интерпретации популярного лубочного сюжета о том, как солдат спас царя Петра Великого от разбойников
1885, 1884, 1902 — хромолитографические лубки о пагубности пьянства
В советский период широкое распространение получили диафильмы – отпечатанные на позитивных плёнках для просмотра через проектор рисованные рассказы информационного, образовательного, беллетристического содержания. Настоящий расцвет начинается в 50-е годы, когда ежегодно появляется свыше тысячи названий диафильмов, а их общий тираж доходит до 20 миллионов плёнок, и, вплоть до 80-х, неуклонно растёт.
Кадры из диафильмов «Подвиг Александра Колесникова» (художник Владимир Шевченко), «Остров сокровищ» (художник Климент Сапегин), «Три поросёнка» (художник Евгений Мигунов)
Однако и диафильмы, и рисованные рассказы советских журналов использовали главным образом методы «протокомиксов»: последовательность картинок с подписями или сцены в картинках без слов. Классическая же форма комикса, с различными формами комбинаций текста в баллонах и титрах, специфическими изообразами, многовариантным кадрированием полос, кинематографической внутрикадровой композицией, сложной драматургией стала активно развиваться только с конца 80-х годов.
Обложка и страницы графического романа «Георгий Жуков» из исторической серии издательства «Прогресс» (1991, художник Аскольд Акишин, сценарий Юрия Каменецкого и Эжена Щедрина)
Первая волна становления комиксов двигалась по нескольким направлениям. Это и опыты лицензирования зарубежных серий, и открытие рядом издательств («Прогресс», «Панорама», «Фотофильм», «Махаон», «Эгмонт-Россия») отделов, занимающихся рисованной литературой, а главное – образование творческих коллективов авторов, увлечённых комиксами. Собиравшееся на клубном или студийном принципе, содружества комиксистов становились своего кузницей кадров, востребованных в издательских кампаниях того времени. Более того, комикс-студии выпускали собственные издания. Среди них московский комикс-клуб «КОМ» (основан в 1988 художником Сергеем Капрановым), московской студия комиксов «Тема» (основана в 1989 художником Владимиром Саковым), уфимская студии «Муха» (основана в 1991 автором Виталием Мухаметзяновым), екатеринбургский коллектив журнала «Велес» (основан в 1990 ветераном Афганской войны Игорем Ермаковым), ульяновский коллектив журналов «Серёжка» и «Арбуз» (с 1994, главный редактор Андрей Васин). Практически все комиксные проекты были заморожены после кризиса 1998 г.
Студийные издания 90-х годов: «КОМ», «Муха», «Велес»
Дальнейший виток развития комиксов в России обязан распространению Интернета. В 1999 году художник Андрей Аёшин основал «Комиксолёт» – большую электронную библиотеку отечественных комиксов, форум которой стал одной из основных площадок общения комиксистов. Появились и другие сообщества авторов и любителей комиксов.
Первая версия онлайн-журнала «Комиксолёт» (теперь www.comicsnews.org)
Наметилась активизация изданий комиксов. С 1999 по 2003 вышло 22 выпуска первого российского героического сериала в формате «comic book» «Великолепные приключения» (сценарист и издатель Дмитрий Смирнов), в коллективе художников которого начинал и Роман Сурженко, работающий сейчас над новыми альбомами с героями популярного европейского сериала «Торгал».
Одна из обложек «Великолепных приключений» (рис. Андрея Росса) и страница с контуром ( рис. Романа Сурженко)
В 2002 состоялся первый профессиональный фестиваль «КомМиссия», конкурсный отбор и часть мероприятий которого тоже осуществлялись через Интернет. Возник интерес к комиксам, как к явлению культуры: проходят выставки, фестивали, в 2010 при Государственной библиотеке для молодёжи организуется Центр комиксов, а c 2014 проходит первый комикс-кон, организованный по принципу американских конвенций и привлёкший огромное количество посетителей.
Успех голливудских экранизаций продукции «Марвел», активность специализированных сообществ в Интернете, фестивальное движение, публикации в СМИ стимулировали интерес издателей к зарубежным комиксам. Последние десять лет растёт объём изданий графических романов, манги, и сейчас они занимают существенную нишу на книжном рынке.
На рынке периодики пик комиксных изданий пришёлся на 2008 год, когда ежемесячно выходило до 20 журналов с комиксами совокупным тиражом до 1,5 миллиона экземпляров, основная доля которых приходилась на переводные, лицензионные комиксы. Из журналов с российскими комиксами рекордсменом был «Ну, погоди!» (2004–2010), выходивший в 35–40 тыс. экз.
Выпуски «Ну, погоди!» (издательство «Эдванс-Пресс»)
Многие интересные авторские работы появлялись под эгидой несерийных или мультимедийных проектов – такие, как графическая адаптация Алексея Кузьмичёва «Азазель» по роману Бориса Акунина, альбом комиксов Андрея Аёшина «Командор Содис» для туристической компании, книги Романа Сурженко «1612» (по одноимённому фильму) и «Азарт» (в поддержку киносценарного проекта). Некоторые другие комиксы, например, Игоря Баранько, Александра Ерёмина, Аскольда Акишина, находили издателей за рубежом.
Страницы графических романов: «Командор Содис и пленница Маскаренских островов» (сценарий Андрея Бережанского, рис. Андрея Аёшина), «Азазель» (Алексей Кузьмичёв по роману Бориса Акунина), «1612» (адаптация Владимира Сахнова, рис. Романа Сурженко)
С 2010 г. и по нынешний день идёт новый виток развития, связанный с появлением по всей стране специализированных магазинов комиксов. Стартовало немало интересных проектов, задействующих российских художников, самые масштабные из которых, «Narr8» и «Bubble», ставят задачей выйти на широкую читательскую аудиторию.
Есть расхожее мнение, что в советское время комикс считался явлением капиталистического, американского, прежде всего, мира и оттого чуждым гражданам СССР по идеологическим причинам. И это на долгие годы определило отношение к комиксу в нашей стране - если не негативное, то пренебрежительное. Так ли это?
Если говорить о серьёзных гонениях на комиксы, то я не встречал тому никаких документальных свидетельств. В 30-х годах были репрессированы многие замечательные художники, стоявшие у истоков российского комикса, но не из-за комиксов.
В СССР критиковались западные издания, прежде всего американские, но охотно популяризовалось творчество таких выдающихся авторов, как Хосе Кабреро Арналь, Жан Эффель, Херлуф Бидструп, Олли Харрингтон, поскольку они были коммунистами. В «Большой советской энциклопедии» журнал «Весёлые картинки» приводился как пример комиксов.
Журнал «Пионер» представляет популярного персонажа французских комиксов Пифа и его создателя Арналя (1968, №1); четырёхтомное собрание комиксов и карикатур Бидструпа (1971), изданное стотысячным тиражом; балетная постановка ленинградского Театра оперы и балета им. Кирова «Сотворение мира» по одноимённому циклу комиксов Эффеля (1971, композитор Андрей Петров, в роли Адама Михаил Барышников)
Но официальное неприятие, конечно, было. Один из основателей югославского комикса Юрий Лобачёв после переезда в Ленинград, в 1966 пробовал публиковать с продолжением приключенческую рисованную повесть «Ураган приходит на помощь» в детском журнале «Костёр», но вынужден был на середине свернуть публикацию.
Он рассказывал: «Меня вызвали в ленинградский обком и приказали прекратить безобразие. Я пытался убедить, что нельзя же бросать всё на середине, и мне разрешили напечататься ещё в одном номере с тем, чтобы хоть как-то закончить своё повествование. Вместо предполагавшихся двенадцати глав пришлось уложиться в семь».
Заключительные, «скомканные» главы комикса «Ураган приходит на помощь» (журнал «Костёр» №7, 1966)
Хотя идеологически, по советским меркам, в сюжете Лобачёва ничего предосудительного не было. Наоборот, критиковался колониализм. Неприятие сотрудников обкома вызвала как раз сама визуальная форма подачи истории в виде комикса.
Растет ли популярность комикса в России за последнее время? Если да, то почему это происходит?
Популярность безусловно растёт, и главная причина, конечно же, это мировой успех экранизаций классики сверхгероического жанра, в результате чего у нас на комиксы обратили внимание даже те, кто ими особенно не интересовался. Игорь Баранько однажды резонно заметил: «Комиксы любят очень многие, просто далеко не все об этом знают».
От комикса в России перейдем к русскому комиксу. Справедливо ли вообще такое словосочетание? Ведь если мы говорим об американском комиксе или японском – но мы прежде всего подразумеваем узнаваемый стиль, сформировавшуюся школу, а не территориальную характеристику. Можно ли именно в этом смысле говорить о «русском комиксе»? Как он формировался, чьё влияние испытывал?
По одному из распространённых убеждений, русский комикс пока представляет собой эклектические смешение влияний американского, франко-бельгийского, японского, «андерграундного» комикса. Отчасти, это верно, но нужно учесть, что все указанные эстетики преломляется у нас через традиционную реалистическую школу литературы, живописи, графики, анимации, кино, которую в той или иной степени, напрямую или опосредованно, прошли все мы, и это даёт очень интересные результаты.
Ярким примером могут быть сказочные иллюстрации Ивана Билибина, который хоть и не занимался непосредственно комиксами, но выработал уникальный графический стиль, до сих пор вдохновляющий как отечественных, так зарубежных комиксистов, таких, как Майк Миньола. Билибин, получив академическое образование реалистического живописца, отталкивался в своих работах от декоративных и изобразительных традиций русского искусства, лубка, совместив их с набиравшими тогда популярность веяниями стиля модерн, с эстетикой, почёрпнутой из графики Обри Бёрдслея, из японских гравюр. Результатом стали несомненные шедевры книжной графики, которые эклектичными ни в коем случае не назовёшь.
Обложка Билибина, совмещающая эстетику стиля модерн с композиционными принципами житийных икон и предвосхищающая многоплановые методы кадрирования полос с аспективным межкадровым монтажом; Билибинская иллюстрация к пушкинской «Сказке о царе Салтане» и гравюра японского художника Хокусая, вдохновлявшего Билибина
Назовите представителей русского комикса и их главные работы.
Из протокомиксов самым грандиозным произведением графической литературы, бесспорно, был Лицевой свод Ивана Грозного, созданный во второй половине XVI века по распоряжению царя для его детей. Над сводом работало больше дюжины писцов и порядка десятка художников. Свод в десяти томах пересказывает мировую и русскую историю, начиная с библейских времён, причём изобразительный материал занимает около двух третей всего материала, и некоторые описываемые в своде события отражены только изобразительно.
Том и разворот «Лицевого летописного свода Ивана Грозного», прозванного «царь-книгой»
Наиболее серьёзный след в истории мирового комикса оставили российские художники-эмигранты, принявшие участие в коротком, прерванном Второй Мировой войной, но очень бурном расцвете жанра рисованных историй в Королевстве Югославия. Это Юрий Лобачев, Владимир Жедринский, Николай Навоев, Алексей Рахнер, Сергей Соловьев, Иван Шеншин. Их графические романы выходили в многотиражных журналах и газетах, переиздавались за пределами Югославии и поражают разнообразием стилей, тем и изобразительных решений, кое в чём опередивших своё время.
Обложка книги сербского исследователя Ирины Атанасиевич, посвящённая русским авторам югославского комикса
Из художников советского периода особое место занимает иллюстратор и аниматор Евгений Мигунов, который много и плодотворно работал и в «Весёлых картинках», и над диафильмами. Характерный, узнаваемый мигуновский графический стиль повлиял на многих современных комиксистов. В своих комиксах и диафильмах Мигунов использовал новаторские приёмы, активно экспериментировал. Остаётся жалеть, что один из популярнейших его рисованных персонажей – девочка Алиса из фантастических повестей Кира Булычёва – осталась воплощённой Мигуновым только в книжных иллюстрациях, а не в комиксах.
Работы Евгения Мигунова: кадры из диафильма «Красная шапочка», страница комикса о похождениях героев журнала «Весёлые картинки», эскизы обложки повести «Гостья из будущего» из цикла книг про Алису
Среди современных авторов мне сложно выделить кого-то, поскольку, как редактор и сценарист, я работал и работаю очень со многими, и¸ естественно, пристрастен, как участник процесса.
Что сегодня происходит с авторским русским комиксом? Какие вы видите тенденции?
Наш комикс всегда оставался авторским в том смысле, что большинство работ создавалось скорее на перспективу, по инициативе самих художников, чем по заказу, и, при всех возможных плюсах, это его главная проблема. Пока что он развивается главным образом в отрыве от аудитории, в то время как в большинстве стран формировался как вид массового искусства – творческие пристрастия сверялись с интересами читателей. В этом смысле наиболее замечательным из нынешних проектов стал цикл журналов издательства «Bubble», которые задействуют многих сильных художников и сценаристов и ориентированы на широкую публику.
Обложки сериалов издательства «Bubble»
Комикс – синтетическое искусство, требует разносторонних знаний и умений. Большинство мастеров комикса: Уилл Айснер, Жан «Мёбиус» Жиро, Уго Пратт, Алан Мур, Нил Гейман, Альберто Бреччиа, Чарльз Шульц, Фрэнк Миллер, Майк Миньола, (список можно продолжать и продолжать) – пришли к своим основным произведениям, проработав много лет в крупнотиражных изданиях и, благодаря полученным в них навыкам, благодаря активной практике, обрели свой собственный язык и стиль.
У нас пока не существует направлений, сопоставимых по масштабу с, скажем, деятельностью советских студий, производивших диафильмы. Поэтому основным вопросом для авторов остаётся: как дойти до читателей? Ведь комиксы по сути – это рассказы, истории в картинках, а нельзя же рассказывать истории только самому себе.
For an Engish version of The History of Russian Comics use this link:
http://comicsforum.org/2015/12/09/the-history-of-russian-comics-an-interview-with-misha-zaslavskiy-by-maria-evdokimova/
Мария Евдокимова работала в издательстве «Green Cat» (Омск), публиковавшем в России комиксы «Sergio Bonelli Editore», в 2007 организовывала выставку «Комикс в России: вчера, сегодня, завтра», сотрудничает с создателем графического романа «Боровицкий» Иваном Ешуковым.