2024.11.22. Предисловие, перевод и комментарии Миши Заславского
Владимир Петрович Свиридов (1935–1994) присоединился к открытому при московской «Вечёрке» клубу-студии КОМ практически с самого основания осенью 1988 г. и участвовал в студийных проектах вплоть до своей безвременной кончины. Высококвалифицированный художник-график, исполненный безграничного трудолюбия, выпускник Полиграфа, с раннего детства и на всю жизнь безоглядно влюблённый в комиксы, лишь в изданиях КОМа он сумел продемонстрировать свой уникальный потенциал автора зрелищных детских комиксов классического, европейского направления.
Владимир Свиридов на собрании коллектива КОМ в редакции «Вечерней Москвы» (фото А. и Н. Снегирёвых, 1990 г.)
Сейчас, пересматривая ранние работы Свиридова, нельзя не удивляться его невостребованности хотя бы в смежных с комиксами областях: книжках для малышей, диафильмах, детских журналах. В «Весёлых картинках» 1960-х гг. дают несколько его рисунков, симпатичных, привлекательных для детского глаза, но на постоянное сотрудничество редакция не идёт. В фондах «Диафильма» обнаружилась его «Сказка про бабу-ягу». Сказку отличают зрелищность, крепкая режиссура, яркие персонажи, умение их «вести» из кадра в кадр в пространстве грамотно выстроенных мизансцен. Увы, это не помогло Свиридову закрепиться у главного протокомиксного издателя СССР.
Кадры из обучающего диафильма для 1 класса «Сказка про бабу-ягу» (1972 г.)
Полная глухота ограничивала коммуникативные возможности мастера. С редакторами из возможных форм сотрудничества для него наличествовала только эпистолярная, а в тогдашней издательско-художнической системе, в отличие от литературной, не привыкли вести редакционную работу по переписке. Худред «Детской литературы» Леонид Бирюков превращал разбор эскизов и иллюстраций в фейерверк глубокомысленных замечаний, перемежаемых воспоминаниями о выдающихся художниках книги. Худред «Весёлых картинок» и «Колобка» Виталий Стацинский организовывал бурные собрания нонконформистской творческой публики в своей мастерской. Некоторые редакторы, как свидетельствуют Л. Сергеев и тот же Стацинский, практиковали поборы, требовали денег за заказ. В богемную околоредакционную среду Владимир Петрович не вписывался, в её изнаночные ответвления — тем более.
Конверты для детских пластинок фирмы «Мелодия», оформленные Свиридовым (предположительно, 1980–1981 гг.)
Обзор фрагментарной библиографии Владимира Свиридова показывает, что не встретив отклика в детских изданиях, он обращается к куда менее творческим жанрам: карикатуры на международную тематику для «Известий», «Аргументов и фактов», «Вечерней Москвы», социально-бытовая сатира для «Плаката». Эти весьма догматизированные отрасли, и без того достаточно консервативные, в 1970–1980-х переживали застой идей. Расхожесть тем Свиридов компенсирует скрупулёзной проработкой рисунка.
Для комовцев с их средним возрастом, не превышающим 25 лет, участие в коллективе столь зрелого мастера становится важным подспорьем. В общей череде где-то экспериментальных, где-то молодёжных, где-то полулюбительских стрипов филигранно прорисованные сюжеты Свиридова, откликающиеся на актуальные для москвичей темы, как бы привносят в комиксную рубрику «Вечёрки» основательность: смотрите, у нас всё серьёзно, всё по-взрослому.
Первый из комиксов Свиридова под шапкой КОМа размещён «сквозным подвалом» на стр. 1–3 «Вечерней Москвы»
Обмен информацией с Владимиром Петровичем шёл письменно: вопросами и ответами в подбор на бумажном листе. Подобными буриме c коллегами обсуждались новоприобретённые комиксы и точки, где их можно найти, а глава КОМа Сергей Капранов информировал о темах ближайших сборников. Наиболее важные из опубликованных через КОМ свиридовских произведений показывают, что при систематизированном комиксоиздании и наличии интересных тем Владимир Петрович мог бы вырасти в рисовальщика уровня Карла Баркса, Альбера Удерзо, Хосе Кабрера Арналя, Джорджо Каваццано, Януша Христы. С этими мастерами его объединяли трудолюбие и индивидуальный узнаваемый стиль, идеально апеллирующий к детскому восприятию.
Страницы из комиксов Свиридова «По щучьему веленью» и «Азбука в комиксах»
В этом смысле показательны три работы. «По щучьему веленью» из сказочного сборника «Офеня 1» увлекает роскошной постановкой массовых сцен. Дизайн игрового поля в монополии по роману «Незнайка на Луне» открывает талант Свиридова графически обживать и детализировать сложнейшие композиционные структуры. Авторская «Азбука в комиксах» по сценарию Георгия Ананова поражает умением визуализировать без слов самые причудливые сценки (эта книжка выдержала как минимум 4 издания).
Фрагмент игрового поля к игре-монополии «Незнайка на Луне»
В январе 1991 г. во время пребывания в Польше Владимир Свиридов встречается с известным писателем-фантастом, литературоведом и редактором Мацеем Паровским. Паровский записывает интервью с советским комиксистом и публикует его в журнале «Комикс» (Komiks). Оно уникально по двум причинам. Во-первых, это единственная прямая речь художника-комовца, сохранившаяся в прессе того времени. Остальные медийные представления участников КОМа в той или иной степени являются результатом журналистской интерпретации. Во-вторых, благодаря интервью комовцы впервые могут «услышать» своего старшего товарища: общение записками не давало возможности для обстоятельной беседы*.
Обложка «Комикса» (Польша) и страницы с размещённым в нём интервью со Свиридовым
* Комиксолёт крайне признателен литературоведу и переводчику Владимиру Ивановичу Аникееву, автору многих статей о комиксах в Польше. Благодаря его помощи удалось установить год и номер «Комикса», и по ним отыскать выпуск, в котором напечатано столь важное для хронологии КОМа интервью.
ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ КОМИКСА В СССР
ИНТЕРВЬЮ С МОСКОВСКИМ КАРИКАТУРИСТОМ ВЛАДИМИРОМ ПЕТРОВИЧЕМ СВИРИДОВЫМ ПРОВОДИТ МАЦЕЙ ПАРОВСКИЙ
Журнал «Комикс» №8 1991 [1] [2]
Владимир Петрович Свиридов (род. 1935) — художник-график, плакатист, автор комиксов. Окончил Московский полиграфический институт, художественный факультет [3], отделение графики. В. П. Свиридов — глухонемой [4], в качестве переводчика в разговоре участвовал сын его польского друга Анджей Стефаняк.
— Существовали ли комиксы в СССР до перестройки? И какие комиксы?
— На самом деле, никаких комиксов не было. Если и существовало что, то больше на экспорт, для себя мы комиксы не печатали. Да, появлялись какие-то короткие околокомиксные истории, выходившие в детских журналах, но это всё не то.
— Каково было официальное отношение к комиксам? Вероятно, их критиковали, боролись с ними по идеологическим соображениям, как, скажем, с искусством «загнивающего Запада»?
— Не имелось даже какой-то внятной официальной позиции. Проблема комиксов в СССР решалась в основном с помощью цензуры. Просто всё, что напоминало комикс, что слишком походило на комикс, априори не подходило редакторам. Знаю это, поскольку много лет пытался печататься в «Вечерней Москве», где так же делался упор на юмор, на короткие сценки. Рисунки, напоминающие комикс, сразу вызывали эмоциональные оценки, раздражали редакторов и чаще всего не проходили. Сейчас такой проблемы нет, так как цензуры не существует, а ситуация регулируется законом о печати.
Изошутки Свиридова с редакционными комментариями в газете «Советский спорт» № 207 от 9 сентября 1982 г. (стр. 2)
— Но в СССР, конечно, существовал неофициальный чёрный рынок комиксов?
— При Хрущёве на нашем рынке относительно короткое время действовало французское издательство «Пиф», у которого был контракт и разрешение на официальное распространение комиксов [5]. При Брежневе это прекратилось. Однако в киосках и букинистических магазинах имелась альтернатива рынку комиксов. Можно было продавать и покупать иностранные журналы и альбомы, если они не содержали порнографических рисунков. Спрос и интерес, очевидно, были высоки, особенно среди молодежи. В моем случае интерес к комиксам тоже начался со знакомства с иностранными, франкоязычными журналами. Мне тогда было восемь лет.
— Как обстоят дела теперь?
— Сейчас за издание комиксов взялись в разных городах. Быстрее всего проблемы с полиграфией, с нехваткой бумаги решили в Ленинграде, Риге, Перми, Нижнем Новгороде, Челябинске... В Москве комиксы печатает газета «Вечерняя Москва», при ней же создана студия художников-графиков, участником которой я являюсь, и она занимается комиксами, проводит встречи их любителей, размещает комиксы в журналах и издательствах. Мы два года собирали материалы, и вот уже год, как начали выходить первые работы. Также был издан еженедельный журнал «КОМ О. К.» [6]. Однако до сих пор собираем базового информацию о комиксах. Например, только из вашего журнала [«Комикс»], содержащего первый эпизод приключений «Пелиссы» [7], я узнал о существовании техники печати, которая требует от художника рисовать отдельно для черной краски и отдельно для цветных. И прочёл об этом только здесь, в Варшаве, потому что с апреля 1990 года не получаю по почте ни «Фантастику», ни «Комикс». Из-за нерешённых валютных проблем подписка на польские журналы из СССР теперь невозможна.
Статья Мацея Паровского в премьерном выпуске «Комикса», послужившая комовцам инструкцией по раздельной покраске комикса.
— Однако на вашем рынке, скорее всего, появятся западные комиксы.
— Наверняка будут диснеевские комиксы. Мы печатаем их совместно с датчанами, недавно разошлись [первые] комиксы, переведённые на русский язык. Каждый месяц планируется по одному полноцветному выпуску. Дело сильно затянулось, хотя и было согласовано на самом высоком уровне. Просто два года назад сын Диснея приезжал в Москву и заключил сделку [8].
— Вы и сами рисуете комиксы. Как вы начинали? Получали ли какое-либо образование в этой области?
— Когда мне было восемь лет, родители моего приятеля вернулись с ним со службы в Бельгии, и он привёз много комиксов. Тогда впервые довелось увидеть «Тинтина» — это был шок. Конечно, пытался рисовать комиксы и сам, но поначалу ничего не получалось. Извёл уйму бумаги. Во второй половине пятидесятых, когда учился в полиграфическом институте, то нарисовал историю, неплохую в профессиональном плане, но редакторам она не понравилась. Для них она выглядела слишком по-американски, поэтому не могла быть принята. [Стр. 47]
Спрятал эту работу дома и продолжил рисовать для себя. Я отправлял рисунки и комиксы в различные компании. Однажды редакторы «Малыша» превратили мой малоформатный комикс в полностраничный рассказ, который опубликовали в журнале под другим названием [9]. Ещё будучи студентом, начал работать в мультипликационном кино, и занимался этим целых пять лет. То была неплохая школа.
Стрип Свиридова в «Весёлых картинках» № 2 за 1963 г.
— Кто ваши ориентиры в рисовании комиксов?
— Был и остаюсь восторженным поклонником бельгийской школы, возможно, в силу эффекта первых впечатлений. Но, честно говоря, в целом мне попадалось не так-то много комиксов, чтобы было из чего было черпать. Определённую роль сыграла работа для кино: здесь у меня была возможность попрактиковаться в рисовании, отличным от того, что доминировало в нашей прессе.
— Вероятно, рисунок для периодики предполагал некую вульгаризацию? Кардинально отличался, или же требовали, чтоб отличался, от тех, что в комиксах?
— Знаю об этом по опыту, поскольку работал и для газет. После института я получил право на работу в издательствах, в полиграфии и поэтому оставил кино. Смог посвятить себя тому, что больше всего нравилось — делал обложки для журналов, для пластинок, в основном с детскими сказками. Рисовал для журналов «Детская литература», «Весёлые картинки».
Популярный плакат Свиридова о вреде перекуров для производства (1983 г.) и различные его перерисовки на предприятиях
Также готовил агитплакаты, разъясняющие о болезнях, отвращающие от алкоголя, предостерегающие от аварий. Такие довольно юмористические плакаты, со смыслом, и, конечно, политические плакаты. Шла пропагандистская война с Рейганом, поэтому я рисовал и для прессы, особенно при Брежневе. Боролся в газетах против империализма, против Рейгана — из-за недостатка заказов на плакаты. Довольно известный в нашей стране плакатист Каждан разъяснил мне, как это делается, и я хорошо зарабатывал, потому что многие газеты такое печатали. На жизнь хватало.
Рисунок к первой встрече Горбачёва и Рейгана в Женеве в газете «Аргументы и факты» № 47 от 19 ноября 1985 г.
— А после встречи Рейгана с Горбачёвым в Рейкьявике?
— Потом, когда Горбачёв стал секретарем и отношения США и СССР улучшились, мои рисунки уже не вписывались, и я снова оказался на мели. Думал, за что бы взяться, думал, и в итоге занялся борьбой с номенклатурой в СССР. Поддержал перестройку. Вернулся к плакатам, критиковал чиновников, врагов, мешающих переменам. Да так увлёкся, что в какой-то момент плакаты оказался слишком радикальным. Переусердствовал в борьбе с номенклатурой. Мне говорили, что плакаты неплохие, может, даже хорошие, но ситуация ещё не дозрела до них. Для реалий того периода, о котором идёт речь, мои плакаты оказались просто слишком смелыми. Пришлось отступить, раз не получалось выразить себя так, как хотелось бы. Я вернулся в газеты, боролся со взяточничеством, пьянством, бюрократией. В редакциях рисунки нравились, принимались всеми, но нередко случалось, что высшее начальство не пускало их в печать. Рисунки отправлялись на полку. Опять неприятности! Наконец, я обратился в «Вечернюю Москву», с которой ранее сотрудничал на антиимпериалистическом поприще. Именно эта ежедневная газета начала впервые продвигать комиксы — раз в неделю, по четвергам. В ней комиксы выходят быстро, не залёживаются, всё идёт нормально. Наконец-то я оказался в своей стихии.
Стрип Свиридова на злободневную тему в рубрике «Комикс-клуб» в «Вечерней Москве» № 36 от 11 февраля 1987 г.
— В советских комиксах в журналах, которые вы привезли, мы видим одно лишь увлечение экшеном, сексом. Пока что это ученический уровень, линия незатейлива, мало цветных работ, чувствуется отпечаток советской, прежде всего пропагандистской школы графики [10]. Как вы думаете, появится ли и когда художественно изысканный русский [Стр. 48] (советский) комикс?
— Я специализируюсь прежде всего на гротескных комиксах, для детей, и вероятно, что останусь с ними до конца. А что касается будущего, то недавно в Москве появилась специальная школа, которая готовит рисовальщиков комиксов с юных лет. Молодёжь приходит к нам в нашу студию со своими рисунками, коллеги обсуждают их, оценивают. Среди этих ребят, надеюсь, уже есть хорошие, яркие, современные подвижники, и, может, нам стоит организовать, например, обмен выставками: вы показываете свои комиксы в Москве, мы свои в Варшаве? Тогда и у тех из нас, кто осваивает комиксы, и у тех, кто просто интересуется, будет больше примеров для подражания.
— Неплохая идея.
— В общем-то, я и приехал с мыслью наладить контакты. Успех подобной выставки, по крайней мере в Москве, гарантирован. В ноябре 90-го проводилась специальная экспозиция оригиналов комиксов и уже напечатанных работ. Пришли толпы, люди стояли в огромных очередях, невозможно было достать билеты, а все работы и альбомы, которые были в продаже, расхватали моментально [11].
Мероприятия с комиксами в ноябре 1990 г.: презентация КОМа и выставка-продажа «Книги из Бельгии, Франции»
Думаю, мы попробуем организовать подобную выставку с вашим участием, но не раньше, чем наша студия получит помещение. Сейчас оно в стадии ремонта [12], а мы встречаемся в редакции «Вечерней Москвы». Я, в силу моей специфической ситуации, когда не встречаюсь с коллегами, то сижу дома и рисую с утра до вечера. Но коллеги, как только появится возможность организовать выставку, обязательно со мной свяжутся.
Январь 1991 г.
Беседовал Мацей Паровский [Oбл. 3]
[1] Parowski M. Zezowate szczęście komiksu w ZSRR / Z Władimirem Pietrowiczem Swiridowem, rysownikiem z Moskwy, rozmawia Maciej Parowski; tłumacz Andrzej Stefaniak // Komiks. — 1991. — Z. 8 : Valerian 3 : Kraina bez gwiazd / Jean-Claude Mézières, Pierre Christin. — S. 47–48, o. 3.
[2] Специфика этого нерегулярного журнала — в отсутствии стандартного для периодики сборного характера материалов. Каждый выпуск — 48-страничная брошюра с обложкой на скрепке, содержащая только один комикс. Либо это перевод одного из альбомов франко-бельгийской классики, либо же объёмная работа польского автора. Свободные от комикса пару страниц и оборот обложки заполняют комиксоведческие и информационные тексты. Так, интервью со Свиридовым размещено в конце номера, публикующего «Мир без звёзд» из цикла комиксов Кристена и Мезьера про пространственно-временного агента Валериана.
[3] ХТОПП — Факультет художественно-технического оформления печатной продукции
[4] Владимир Свиридов не был немым, но глухота ограничивала круг его устного общения только близкими людьми.
[5] О реализации журналов «Пиф» в 1970-х гг. в Москве см.: Белкин Б. Е. Пятая буква, рассказы /Оскал капитализма — Пятая буква/. / Б. Белкин // Знамя. — 2014. — №7. — С. 85–97. — https://znamlit.ru/publication.php?id=5610
[6] Погрешность перевода при записи интервью. Точнее — сборник стрипов, еженедельно выходивших в газете «Вечерняя Москва»: КОМ О.К. : [сборник комиксов] / [Сост. и макет С. Капранова], вступ. ст. А. Лисина. — М.: Комикс-студия КОМ ПТО «АВЭКС», изд. МЦ «ЭПИ», 1990.
[7] Parowski M. Spotkanie / Maciej Parowski // Komiks. — 1990. — Z. 1 : Muszla Ramora / Le Tendre, Loisel. — S. 47–48.
[8] Племянник Уолта Диснея Рой Э. Дисней октябре 1988 г. Подробней см.: Korkis J. The Marathon: Moscow Mickey / June 3, 2022; by Jim Korkis // Cartoon Research : [сайт]. — URL: https://cartoonresearch.com/index.php/the-marathon-moscow-mickey/
[9] Издание пока не установлено. Вероятно, это мог быть ежегодный альманах-календарь «Звёздочка».
[10] В оригинальной публикации в качестве одной из иллюстраций к интервью приводятся стр. 152–153 из польскоязычной версии комикса издательства «Прогресс» «1917 год. Как это было?» с рисунками А. Васильева по сценарию Е. Добровольской и Ю. Макарова. Данный разворот выбран не без иронии: катастрофический разгром Западного фронта большевиков польскими армиями в 1920 г. авторы комикса называют «победой над буржуазной Польшей».
[11] В ноябре 1991 г. прошло сразу два грандиозных мероприятия, тесно связанные с комиксами. Первое — Презентация московской комикс-студии КОМ в Центральном детском кинотеатре 30 ноября 1990 г., организованная студией и её партнёрами. Второе, где комовцы выступали только в качестве посетителей и покупателей, это Выставка-продажа книг для детей и молодёжи, комиксов, религиозной, научной, художественной литературы, видеокассет «Книги из Бельгии, Франции» во ВГБИЛ 26 октября – 16 ноября 1990 г. Из издателей комиксов свои альбомы для экспозиции и продажи предоставили Dargaud (Франция) и Lombard (Бельгия).
[12] Комната в офисе патронажной для КОМа на тот момент организации «Фотофильм» по адресу Воротниковский переулок, д. 12 (известный как дом Нащокина, последнее место проживания Пушкина в Москве).
ЧАСТИЧНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ВЛАДИМИРА СВИРИДОВА
Работы в изданиях КОМ 1988–1994 гг.
Свиридов В. П. Комикс-клуб ВМ : ПороШОК : [стрип] / Рис. В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1988. — 23 нояб. (№ 268) — С. 1–3.
Свиридов В. П. Комикс-клуб ВМ : Падение : [стрип] / Рис. В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1989. — 11 фев. (№ 36) — С. 3.
Свиридов В. П. Комикс-клуб ВМ : Дубократ : [стрип] / Рис. В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1989. — 6 июля (№ 154) — С. 3.
КОМ О.К. : [сборник комиксов] / [Сост. и макет С. Капранова], вступ. ст. А. Лисина. — М.: Комикс-студия КОМ ПТО «АВЭКС», изд. МЦ «ЭПИ», 1990. — 28 с.
• Безумные болельщики / Рис. В. Свиридова. — С. 2.
• Взаимное / Рис. В. Свиридова. — С. 12.
• Золотая ложь / Текст и рис. В. Свиридова. — С. 14–15.
• Падение / Текст и рис. В. Свиридова. — С. 17.
• Страх за борт! / Рис. В. Свиридова. — 20–22.
• [Начальник] / Рис. В. Свиридова. — С. 26.
Свиридов В. П. Кое-что из жизни моржей / В. Свиридов // Рыбы. Морской сборник : [комиксы] — М.: КОМ ; СП Интербук, 1990. — С. [44].
Свиридов В. П. Творческое вдохновение / Текст Э. Полянский ; рис. В. Свиридова // КОМпозиция : [сборник комиксов]. — М.: КОМ ; СП Интербук, 1990. — С. 12–13.
Свиридов В. П. По щучьему веленью… / В. Свиридов // Офеня 1. Русские сказки в комиксах : Сборник комиксов. — М.: Комикс-студия КОМ; ТПП Фотофильм; Л энд джи информпродакшнз, 1991. — С. 21–32.
Свиридов В. П. Вот это техника! / Текст и рис. В. Свиридова // Штука-дрюка : Только для детей до 16 лет! : Комиксы. — М.: КОМ ; Фотофильм, 1991. — С. 4–5.
Ананов Г. Азбука в комиксах / Авт. сцен. Г. Ананов ; худож. В. Свиридов. — М. : Фотофильм, Комикс-студия КОМ, 1992. — [32] с. : 28 см.
• Ананов Г. Азбука / Авт. сцен. Г. Ананов ; Худож. В. Свиридов. — 2-е изд. — М. : Фотофильм, 1993. — [32] с. : ил.; 28 см.; ISBN 5-87072-008-7.
• Ананов Г. Азбука в комиксах. — М. : Гуманит. изд. центр «Владос» : Аким, 1994. - 33 с. : ил. ; 28 см. ; ISBN 5-87072-008-7
• Ананов Г. Азбука : Пора учиться самим! : [Комиксы] / Г. Ананов, В. Свиридов. — М. : Грэгори-Пэйдж, 1995. — 33 с.; 28 см.; ISBN 5-900493-36-9.
Вяткин А. М. Незнайка на Луне : Коммерческая игра: По мотивам романа-сказки Н.Носова / А. М. Вяткин ; Менеджеры изд-я Е.Г. Чебукина, А.Н. Куликова ; Худож. В.П. Свиридов, С.А. Подивилов. Тверь: Мартин-Полина, 1994. — 39 с. : ил. ; 28 см. + Прил. ([2] л. ил.; 28 см).
Другие работы
1960-е – 1970-е гг.
Свиридов В. П. Ничего не досталось ни Косте, ни Вале … : [стрип] / Рис. В. Свиридова. — Весёлые картинки. — 1963. — № 2. — [С. 5.]
Свиридов В. П. За самую вкусную ёлку на свете ... : [карикатура] / Рис. В. Свиридова. — Весёлые картинки. — 1964. — № 01. — [С. 2.]
Свиридов В. П. [Без слов] : [стрип] / Рисунок В.Свиридова // Крокодил. — 1970. — № 5 (февраль). — С. 14.
Тихомирова К. М. Сказка про Бабу-Ягу : Диафильм по русскому языку для 1 класса / Автор К. Тихомирова, художник В. Свиридов. — М.: Диафильм, 1972. — 36 к.
1980–1981 гг.
Н. Носов. Приключения Незнайки : [конверт пластинки] / Запись 1961 г.; художественное оформление В. Свиридова. — М.: Мелодия, 1990.
Царевна-Лягушка : [конверт пластинки] / Всесоюзная студия грамзаписи, 1961; художник В. Свиридов. — М.: Мелодия; Апрелевск. завод, 1989.
А. Грин (1880–1932). Гнев отца : Рассказ : [конверт пластинки] / Запись 1980 г.; художник В. Свиридов. — М.: Мелодия, 1981.
Свиридов В. П. С Новым годом! : [открытка] / Художник В. Свиридов. — М.: Правда, 1981
Плакаты 1983 г.
Этот страстный любитель минут-сигарет производству наносит существенный вред : [плакат]. Художник В. Свиридов. М.: Плакат, 1983
Кое-где еще видна эта вредная стена. И ее пора с пути окончательно смести! : [плакат] / Художник В. Свиридов. — М.: Плакат, 1983.
Порой еще падает прошлого тень на ясный и светлый сегодняшний день / Художник В. Свиридов, стихи С. Ревзина, М. Раскатова. М.: Плакат, 1983
Карикатуры в газетах 1979–1990 гг.
«Советский спорт» 1979–1988 гг.
Свиридов В. П. Вот это высота! : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Советский спорт. — 1979. — 29 сент. (№ 225) — С. 3.
Свиридов В. П. Перестарался : [карикатура] / Рис. В. Свиридова (Москва) // Советский спорт. — 1980. — 15 фев. (№ 38) — С. 4.
Свиридов В. П. Трусца таит в себе много сюрпризов : [карикатуры] / Работы моск. худ. В. Свиридова // Советский спорт. — 1982. — 9 сент. (№ 207) — С. 2.
Свиридов В. П. Приглашает «Лыжня России» : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Советский спорт. — 1983. — 13 янв. (№ 10) — С. 2.
Свиридов В. П. Бег и смех : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Советский спорт. — 1983. — 3 июля (№ 151) — С. 2.
Свиридов В. П. [День бега] : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Советский спорт. — 1983. — 10 сент. (№ 208) — С. 2.
Свиридов В. П. [Без слов] : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Советский спорт. — 1988. — 21 авг. (№ 192) — С. 4.
«Известия» 1983–1988
1983-10-24, № 297, С. 1; 1983-11-08, № 312, С. 1; 1983-11-20, № 324, С. 1; 1983-11-25, № 329, С. 5; 1983-12-04, № 338, С. 4; 1983-12-16, № 350, С. 1; 1984-01-05, № 5, С. 1; 1984-01-13, № 12, С. 5; 1984-01-23, № 23, С. 1; 1984-01-28, № 28, С. 4; 1984-02-20, № 51, С. 1; 1984-02-22, № 53, С. 4; 1984-02-23, № 54, С. 1; 1984-02-28, № 59, С. 1; 1984-03-03, № 63, С. 4; 1984-03-05, № 65, С. 1; 1984-04-04, № 95, С. 1; 1984-04-16, № 107, С. 1; 1984-05-08, № 129, С. 4; 1984-05-10, № 131, С. 5; 1984-05-19, № 140, С. 4; 1984-06-02, № 154, С. 4; 1984-06-10, № 162, С. 1; 1984-06-19, № 171, С. 1; 1984-08-02, № 215, С. 1; 1984-08-06, № 219, С. 4; 1984-08-09, № 222, С. 1; 1984-08-10, № 223, С. 4; 1984-08-14, № 227, С. 5; 1984-08-16, № 229, С. 1; 1984-08-20, № 233, С. 1; 1984-08-21, № 234, С. 4; 1984-08-23, № 236, С. 1; 1984-08-27, № 240, С. 4; 1984-08-28, № 241, С. 1; 1984-08-30, № 243, С. 4; 1984-09-01, № 245, С. 4; 1984-09-12, № 256, С. 4; 1984-09-20, № 264, С. 4; 1984-09-28, № 272, С. 1; 1984-10-05, № 278, С. 4; 1984-10-09, № 283, С. 4; 1984-10-21, № 295, С. 5; 1984-11-04, № 309, С. 4; 1984-11-12, № 317, С. 4; 1984-11-17, № 322, С. 4; 1984-11-22, № 327, С. 5; 1984-12-14, № 349, С. 1; 1985-02-08, № 39, С. 1; 1985-04-21, № 111, С. 4; 1985-07-09, № 190, С. 4; 1985-07-13, № 194, С. 5; 1985-08-27, № 239, С. 4; 1985-12-29, № 363, С. 5; 1986-09-02, № 245, С. 5; 1986-09-20, № 263, С. 5; 1986-09-21, № 264, С. 4; 1986-12-23, № 357, С. 1; 1986-12-25, № 359, С. 4; 1987-01-25, № 26, С. 1; 1987-01-26, № 27, С. 4; 1987-02-09, № 41, С. 4; 1987-03-02, № 62, С. 4; 1987-04-23, № 113, С. 5; 1987-04-23, № 114, С. 4; 1987-05-10, № 131, С. 1; 1987-05-21, № 142, С. 4; 1987-06-01, № 153, С. 1; 1987-09-11, № 255, С. 5; 1987-10-04, № 278, С. 1; 1988-01-01, № 1, С. 6; 1988-01-15, № 15, С. 1; 1988-01-23, № 23, С. 6; 1988-02-07, № 38, С. 4.
«Аргументы и факты» 1985–1986 гг.
Свиридов В. П. Гонка вооружений : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Аргументы и факты. — 1985. — 1 окт. (№ 40). — С. 7.
Свиридов В. П. [Бюджет ЮСИА] : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Аргументы и факты. — 1985. — 15 окт. (№ 42). — С. 1.
Свиридов В. П. С надеждой о мире : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Аргументы и факты. — 1985. — 19 нояб. (№ 47). — С. 1.
Свиридов В. П. ФРГ: барьер для инакомыслящих : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Аргументы и факты. — 1985. — 3 дек. (№ 49). — С. 7.
Свиридов В. П. 1 триллион долга : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Аргументы и факты. — 1986. — 21–27 янв. (№ 4). — С. 1.
Свиридов В. П. Милитаризм против человека : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Аргументы и факты. — 1986. — 4–10 фев. (№ 6). — С. 1.
Свиридов В. П. Советская военная угроза! : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Аргументы и факты. — 1986. — 1 апр. (№ 14). — С. 1.
Свиридов В. П. Посетите Неваду! : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Аргументы и факты. — 1986. — 13–19 мая (№ 20). — С. 1.
Свиридов В. П. 6 августа : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Аргументы и факты. — 1986. — 5–11 авг. (№ 32). — С. 1.
Свиридов В. П. Накачивают мускулы : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Аргументы и факты. — 1986. — 2–8 сент. (№ 36). — С. 1.
Свиридов В. П. ЦРУ «на подъёме» : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Аргументы и факты. — 1986. — 16–22 сент. (№ 38). — С. 1.
«Гудок» 1986–1988
1986-06-15, № 139, с. 3; 1986-07-06, № 156, с. 3; 1986-07-12, № 161, с. 3; 1986-08-10, № 184, с. 3; 1986-08-13, № 186, с. 3; 1986-09-02, № 202, с. 3; 1986-09-03, № 203, с. 3; 1986-09-16, № 213, с. 3; 1986-09-17, № 214, с. 3; 1986-09-23, № 219, с. 3; 1986-10-10, № 233, с. 3; 1986-10-15, № 238, с. 3; 1986-10-31, № 251, с. 3; 1986-11-20, № 267, с. 4; 1986-12-04, № 279; , с. 3; 1986-12-23, № 293, с. 3; 1987-02-18, № 41, с. 3; 1987-03-04, № 53, с. 3; 1987-03-08, № 57, с. 3; 1987-04-11, № 85, с. 3; 1987-04-14, № 87, с. 3; 1987-04-30, № 101, с. 3; 1987-05-07, № 106, с. 3; 1987-05-24, № 120, с. 3; 1987-06-26, № 147, с. 3; 1987-07-02, № 152, с. 3; 1987-07-12, № 161, с. 3; 1987-08-27, № 197, с. 3; 1987-10-14, № 236, с. 3; 1987-11-01, № 251, с. 3; 1987-11-18, № 266, с. 3; 1987-12-04, № 278, с. 3; 1987-12-06, № 280, с. 3; 1987-12-19, № 290, с. 3; 1988-01-13, № 9, с. 3; 1988-01-21, № 16, с. 3; 1988-01-27, № 21, с. 3; 1988-02-03, № 27, с. 3; 1988-02-12, № 35, с. 3; 1988-02-27, № 48, с. 3; 1988-03-10, № 57, с. 3; 1988-03-13, № 60, с. 3; 1988-03-15, № 61, с. 3; 1988-03-22, № 67, с. 3; 1988-03-31, № 75, с. 3; 1988-04-20, № 92, с. 3; 1988-05-07, № 106, с. 3; 1988-10-16, № 238, с. 3.
«Вечерняя Москва» 1986–1991
Свиридов В. П. Американская агрессия против Ливии : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1986. — 15 апр. (№ 89) — С. 1.
Свиридов В. П. [Доктрина неоглобализма] : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1986. — 5 мая (№ 104) — С. 1.
Свиридов В. П. Вашингтонский таран : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1986. — 26 июня (№ 147) — С. 1.
Свиридов В. П. Мирные очки по-американски : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1986. — 14 авг. (№ 187) — С. 1.
Свиридов В. П. ЮАРовский плацдарм : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1986. — 18 авг. (№ 190) — С. 1.
Свиридов В. П. Опасным курсом : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1986. — 29 сент. (№ 225) — С. 1.
Свиридов В. П. Милитаризация политического мышления : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1986. — 30 сент. (№ 226) — С. 1.
Свиридов В. П. Имперские амбиции Вашингтона : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1986. — 20 нояб. (№ 268) — С. 1.
Свиридов В. П. Город — это мы : [иллюстрации] / Рисунки В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1988. — 23 нояб. (№ 268) — С. 2.
Свиридов В. П. [Газопровод] : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1988. — 27 дек. (№ 296) — С. 2.
Свиридов В. П. Цены : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1989. — 16 янв. (№ 13) — С. 2.
Свиридов В. П. Увольнение за обвес : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1989. — 30 мар. (№ 74) — С. 2.
Свиридов В. П. Кто против? : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1989. — 11 авг. (№ 183) — С. 2.
Свиридов В. П. Машин нет. Но ... : [карикатура] / Рис. В. Свиридова // Вечерняя Москва. — 1991. — 18 июля (№ 144) — С. 3.